По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.11.2016 N Ф03-5285/2016 по делу N А51-4401/2016
Требование: О признании незаконным решения об установлении размера обеспечения уплаты таможенных платежей по декларации.
Обстоятельства: Таможней принято решение о проведении дополнительной проверки в связи с обнаружением признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товара, направлен расчет размера обеспечения уплаты таможенных платежей, которые уплачены. Позднее таможенная стоимость не скорректирована, определена по первому методу.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как таможня правомерно приняла решение о выпуске товара под обеспечение уплаты таможенных платежей, возможность совершить какие-либо иные действия ввиду прямого запрета таможенного законодательства отсутствовала.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Приморского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2016 г. в„– Ф03-5285/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.М. Луговой
Судей: Т.Г. Брагиной, Т.Н. Никитиной
при участии:
от заявителя: ООО "Арника-Холдинг" - представитель не явился;
от Владивостокской таможни - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Арника-Холдинг"
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2016
по делу в„– А51-4401/2016 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Д.В. Борисов; в суде апелляционной инстанции судьи: О.Ю. Еремеева, А.В. Гончарова, С.В. Гуцалюк
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Арника-Холдинг" (ОГРН 1022502270163, ИНН 2540081939, место нахождения: 690089, Приморский край, г. Владивосток, ул. Мичуринская, 23 А, 3)
к Владивостокской таможне (ОГРН 1052504398484, ИНН 2540015767 место нахождения: 690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Посьетская, 21А)
о признании незаконным решения
Общество с ограниченной ответственностью "Арника-Холдинг" (далее - заявитель, общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 05.02.2016 об установлении размера обеспечения уплаты таможенных платежей в размере 186 669,45 руб. по декларации на товары в„– 10702020/040216/0002007 (далее - ДТ в„– 2007).
Решением суда от 28.03.2016 заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2016, с учетом определения об исправлении опечатки от 21.09.2016, решение суда первой инстанции от 28.03.2016 отменено, в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам, просит постановление отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель жалобы указывает, что в спорной ДТ заявителем были указаны точные характеристики товаров, позволяющие таможне произвести расчет обеспечения уплаты таможенных платежей, с учетом имеющейся у нее информации о таможенной стоимости подобных товаров, ввезенных при сопоставимых условиях, с идентичными условиями поставки, задекларированных в регионе деятельности таможни. Примененная таможней при принятии решения об установлении размера обеспечения уплаты таможенных платежей по ДТ в„– 2007 ценовая информация о таможенной стоимости товара, задекларированного по ДТ в„– 10702030/141215/0077907 (источник ценовой информации), является произвольно определенной и не отвечает критериям сопоставимости. Считает, что решением таможенного органа нарушены права и законные интересы декларанта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку расчет обеспечения возлагает на заявителя дополнительную обязанность по внесению денежных средств в большем объеме, чем предусмотрено законодательством.
Общество ходатайством от 27.10.2016 просит рассмотреть кассационную жалобу без участия своего представителя.
Таможня отзыв на кассационную жалобу не представила; надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятого по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в феврале 2016 года во исполнение внешнеторгового контракта от 27.10.2010 в„– 2710/L, заключенного между обществом и компанией "SHANDONG SHOGUANG JUNENG GOLDEв„– CORв„– CO., LTD", на таможенную территорию России был ввезен товар - кормовой товар L-лизин моногидрохлорид 95,8%. Товар ввезен на условиях поставки - FOB Циндао.
В целях таможенного оформления товара декларант подал в таможню ДТ в„– 2007, определив таможенную стоимость по первому методу - по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В рамках проведения таможенного контроля 05.02.2016 таможенным органом принято решение о проведении дополнительной проверки, которым общество уведомлено об обнаружении признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товара, и ему предложено представить дополнительные документы для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.
Одновременно с решением о проведении дополнительной проверки в адрес заявителя направлен расчет размера обеспечения уплаты таможенных платежей, согласно которому размер обеспечения в отношении ввезенных товаров определен в сумме 1 584 283,67 руб.
В соответствии с расчетом за основу таможенным органом взята ценовая информация, содержащаяся в декларации на товары в„– 10702030/141215/0077907 (далее - ДТ в„– 77907).
Обеспечение обществом уплачено, товар выпущен в свободное обращение, обществу выдана таможенная расписка в„– ТР-6270523 на сумму 1 584 283,67 руб.
Позже по результатам дополнительной проверки корректировка таможенной стоимости осуществлена не была, таможенный орган согласился с выбранным декларантом первым методом определения таможенной стоимости.
Вместе с тем, посчитав расчет размера обеспечения уплаты таможенных платежей по ДТ в„– 77907 незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, который удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что у таможни отсутствовали основания для использования в качестве основы для определения размера обеспечения уплаты таможенных платежей сведений из выбранного источника ценовой информации.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований общества о признании действий таможни в форме расчета суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов незаконными, по мнению суда округа, правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 66 ТК ТС контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками.
Согласно пункту 1 статьи 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
Пунктом 1 статьи 88 ТК ТС установлено, что сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, в государстве - члене таможенного союза, таможенный орган которого производит выпуск товаров, за исключением случаев, установленных частью второй настоящего пункта и главой 3 настоящего Кодекса.
По правилам пункту 2 этой же статьи, если при установлении суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов невозможно точно определить сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о характере товаров, их наименовании, количестве, стране происхождения и таможенной стоимости, сумма обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, стоимости товаров и (или) их физических характеристик в натуральном выражении (количество, масса, объем или иные характеристики), которые могут быть определены на основании имеющихся сведений, порядок использования которых определяется законодательством государств - членов таможенного союза.
Пунктами 11, 12, 14 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 в„– 376 (далее - Порядок в„– 376), установлено, что если при проведении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, то таможенный орган проводит дополнительную проверку любым способом, не запрещенным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государства - члена Таможенного союза, с целью принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров.
В силу пункта 16 названного Порядка одновременно с доведением до декларанта решения о проведении дополнительной проверки таможенный орган в установленном порядке сообщает декларанту сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которую необходимо предоставить таможенному органу для выпуска товаров (пункт 5 статьи 88 ТК ТС). Сумма обеспечения рассчитывается в соответствии с пунктом 2 статьи 88 ТК ТС. Для ее расчета может быть, в частности, использована информация о стоимости товаров того же класса или вида, имеющаяся у таможенного органа (в том числе в базах данных таможенных органов).
Согласно пункту 5 статьи 88 ТК ТС при выпуске товаров в соответствии с пунктом 2 статьи 69 Кодекса сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется как сумма таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены в результате дополнительной проверки с учетом положений пункта 2 этой статьи.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено, что поводом для проведения дополнительной проверки по ДТ в„– 2007 и, как следствие, для выставления оспариваемого расчета обеспечения уплаты таможенных платежей послужило выявление автоматического профиля риска недостоверного декларирования таможенной стоимости.
В качестве источника ценовой информации таможенным органом за основу взята ценовая информация, содержащаяся в ДТ в„– 77907 по товару в„– 1, с уровнем таможенной стоимости 1,58 долл./кг, определенной по 1-му методу, что послужило основой для исчисления размера обеспечения уплаты таможенных платежей в сумме 1 584 283,67 руб.
Учитывая, что в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 195 ТК ТС выпуск товаров может быть осуществлен таможенным органами только при соблюдении условия об уплате в отношении товаров таможенных пошлин, налогов либо при предоставлении обеспечения их уплаты в соответствии с Кодексом, в рассматриваемом случае декларант в целях скорейшего выпуска товара внес обеспечение уплаты таможенных платежей в размере 1 584 283,67 руб., в результате чего товар был выпущен в свободное обращение.
Принимая во внимание, что сам по себе расчет суммы обеспечения уплаты таможенных платежей является предложением декларанту уплатить обеспечение с целью скорейшего выпуска товаров и получения их в распоряжение декларанта, суд апелляционной инстанции правильно отметил, что указанный расчет не возлагает на общество безусловной обязанности по внесению суммы обеспечения, при том, что величина обеспечения не является окончательным размером финансовых обязательств декларанта, которая может быть определена только при вынесении окончательного решения о принятии таможенной стоимости по соответствующему методу.
Установив, что таможенный орган зафиксировал наличие признаков недостоверности заявленных декларантом сведений о товаре, влияющих на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, суд пришел к верному выводу о том, что таможня правомерно приняла решение о выпуске товар под обеспечение уплаты таможенных платежей. При этом, как верно отметили суды, правовая возможность совершить какие-либо иные действия у таможенного органа ввиду прямого запрета таможенного законодательства отсутствовала.
Довод кассационной жалобы о том, что ценовая информация, использованная таможенным органом для расчета обеспечения уплаты таможенных платежей, не соответствует требованиям таможенного законодательства, был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и получил надлежащую правовую оценку, при этом суд обоснованно исходил из следующего.
Пунктом 6 раздела 1 Порядка в„– 376 определено, что при осуществлении контроля таможенной стоимости товаров может быть использована информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, в частности: по сделкам с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, ввозимыми при сопоставимых условиях, полученная, в том числе, с использованием программных средств таможенных органов (в частности, системы оперативного мониторинга таможенных деклараций). Для достижения объективности результатов контроля должна использоваться информация, которая имеет максимально возможный сопоставимый вид с условиями анализируемой сделки.
В соответствии с пунктом 11 Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, утвержденной приложением в„– 1 к приказу ФТС России от 14.02.2011 в„– 272 (действующей в спорный период, далее - Инструкция в„– 272), при проведении оценки достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости товара, уполномоченные должностные лица обеспечивают выбор источника информации для сравнения таким образом, чтобы описание выбранного для сравнения товара, его коммерческие, качественные и технические характеристики, условия поставки в наибольшей степени соответствовали описанию, характеристикам, условиям поставки оцениваемых товаров, а также условиям сделки с оцениваемыми товарами.
Из имеющейся в материалах дела документов следует, что по товару, ввезенному заявителем индекс таможенной стоимости составил - 0,71 долл./кг, а по спорному источнику ценовой информации - 1,58 долл./кг.
По ДТ в„– 2007 обществом задекларирован товар - аминокислота - L-лизин моногидрохлорид 95,8% (кормовой) применяется для обогащения и балансирования рационов сельскохозяйственных животных, страна происхождения - Китай, условия поставки - FOB, фирма изготовитель - "SHANDONG SHOUGUANG JUNENG GOLDEв„– CORв„– CO., LTD", страна отправления - Китай, код ТН ВЭД ТС - 2922410000.
Согласно выбранному источнику ценовой информации в ДТ в„– 77907 под товаром в„– 1 задекларирован товар - лизин гидрохлорид кормовой 98,5%. Используется для прикормки с/х животных и птиц, страна происхождения - Китай, условия поставки - CFR, фирма изготовитель - "ZHENGZHOU CLEAв„– CHEMICAL CO., LTD", страна отправления - Китай, код ТН ВЭД ТС - 2922410000.
Таким образом, как правильно отмечено апелляционной коллегией, в качестве источника ценовой информации таможней выбрана декларация, содержащая сведения об идентичном товаре, имеющим одно коммерческое наименование, одну и ту же страну происхождения, одинаковую упаковку.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что действия таможенного органа по выбору источника ценовой информации на этапе назначения дополнительной проверки, исходя из коммерческих и качественных характеристик товара, не противоречат действующему таможенному законодательству.
Для расчета суммы размера обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов по ДТ в„– 2007 использованы максимальные величины из доступных для использования источников ценовой информации товаров того же класса и вида, задекларированных в регионе деятельности ДВТУ, что соответствует одному из основных принципов определения размера обеспечения - использование наибольших стоимостей с учетом положений пункта 2 статьи 88 ТК ТС.
В целях учета разницы весовых характеристик товаров осуществлен соответствующий расчет, в ходе которого использовалась цена товара за единицу веса. По наименованию и физическим характеристикам товары являются товарами одного класса или вида, различие сведений об условиях поставки (по спорной ДТ - FOB, а по источнику - CFR) не исключает возможности отнесения сравниваемых товаров к товарам одного класса или вида и не свидетельствует о некорректности выбранного источника ценовой информации.
Как следует из пункта 1 статьи 4 Соглашения об определении таможенной стоимости, таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения.
Согласно пункту 1 статьи 5 названного Соглашения при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются расходы в размере, в котором они осуществлены или подлежат осуществлению покупателем, но не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары.
Соответственно и при условиях поставки группы "С", и при условиях поставки группы "F", таможенная стоимость определяется с учетом понесенных транспортных и иных дополнительных расходов, что полностью согласуется со статистической таможенной стоимостью товара, оформленного обществом по спорной ДТ и отраженной в графе 46 спорной декларации, как сумма сделки с учетом транспортных расходов.
Доводы жалобы о нарушении прав и законных интересов заявителя оспариваемыми действиями, судом апелляционной инстанции правильно не приняты во внимание в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса РФ необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Из смысла названных норм права следует, что предъявление соответствующего требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
Как установлено судом из материалов дела, по результатам контроля таможенной стоимости ввезенного товара по ДТ в„– 2007 таможенным органом принято решение о принятии таможенной стоимости товара по первому методу определения таможенной стоимости, что нашло отражение в графе 43 спорной декларации, на основании чего внесенный денежный залог был возвращен декларанту. Данные обстоятельства обществом не оспариваются.
Учитывая признанную судом законность действий таможни по принятию решения о проведении дополнительной проверки и то, что оспариваемый размер суммы обеспечения уплаты таможенных платежей по спорной декларации фактически не был использован для доплаты таможенных пошлин, налогов по ДТ в„– 2007, действия таможни по выставлению расчета размера обеспечения правильно определены судом как не нарушающие права и законные интересы декларанта.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела установлено отсутствие оснований для признания действий таможни в форме расчета суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов незаконными, суд апелляционной инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции, указав на допущенные судом первой инстанции нарушения норм права, правильно установил обстоятельства по делу, верно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют законные основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2016 по делу в„– А51-4401/2016 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
И.М.ЛУГОВАЯ
Судьи
Т.Г.БРАГИНА
Т.Н.НИКИТИНА
------------------------------------------------------------------
