Типы документов



Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.02.2016 N Ф03-12/2016 по делу N А73-7631/2015
Требование: О возложении обязанности принять в муниципальную собственность объекты недвижимого имущества.
Обстоятельства: Муниципальное образование не приняло в муниципальную собственность канализационную сеть, станцию биологической очистки, насосные станции, право собственности на которые признано за ним судом.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как процедура разграничения имущества между муниципальными образованиями не соблюдена; после отказа в принятии объектов согласительная комиссия не создана; передача имущества не согласована.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Хабаровского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2016 г. в„– Ф03-12/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Лесненко С.Ю.
Судей: Новиковой С.Н., Цирулик О.В.
при участии
от истца: Ковригина О.Л., представитель по доверенности от 11.01.2016 в„– 1;
от ответчиков: ДМС администрации г. Хабаровска - Воронкова Е.Н., представитель по доверенности от 11.01.2016 в„– 02-12/7; администрации г. Хабаровска - Воронкова Е.Н., представитель по доверенности от 26.11.2015 в„– 1.1.27-827;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края
на решение от 31.07.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2015
по делу в„– А73-7631/2015 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Коваленко Н.Л., в апелляционном суде судьи: Волкова М.О., Дроздова В.Г., Иноземцев И.В.
По иску Комитета по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края
к Департаменту муниципальной собственности администрации г. Хабаровска, администрации г. Хабаровска
о возложении обязанности принять в муниципальную собственность объекты недвижимого имущества
Комитет по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1032700248690, место нахождения: 680510, Хабаровский край, Хабаровский район, с. Тополево, ул. Пионерская, 8; далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к администрации г. Хабаровска (ОГРН 1032700305978, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 66; далее - администрация), Департаменту муниципальной собственности администрации г. Хабаровска (ОГРН 1032700332587, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 66; далее - департамент) о возложении обязанности принять в муниципальную собственность объекты недвижимого имущества:
- канализационную сеть, местоположение - от домов в„– в„– 42, 44, 46, 48, 50, 62, 64 по ул. Горького, от дома в„– 11 по ул. Полевая, от домов в„– в„– 9, 7, 5, 3, 1 по ул. Воспоминаний через КНС1, через КНС2, через станцию биологической очистки, через отстойник в канал;
- станцию биологической очистки, местоположение - 270 м на северо-запад от жилого дома, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Воспоминаний, 1;
- канализационную насосную станцию, местоположение - 250 м на север от жилого дома, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Воспоминаний, 1;
- канализационную насосную станцию, местоположение - 30 м на запад от жилого дома, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Воспоминаний, 1.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 31.07.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2015, в удовлетворении иска отказано. Судебные акты мотивированы тем, что истцом не соблюден установленный законом порядок разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, поэтому основания для возложения на ответчиков обязанности по принятию в собственность спорных объектов недвижимости отсутствуют.
В кассационной жалобе комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить. В обоснование жалобы заявитель указывает на ошибочность вывода судов о несоблюдении порядка безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями, поскольку действующим законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления передающей стороны по созданию согласительной комиссии в случае отказа в согласовании перечня имущества органом местного самоуправления принимающей стороны. Так как спорные объекты являются социально значимыми для деятельности городского округа и не предназначены для решения вопросов местного значения Хабаровского муниципального района, заявитель настаивает на необходимости проверки мотива отказа администрации в согласовании перечня передаваемых объектов в муниципальную собственность на предмет соответствия закону.
Департамент в отзыве на кассационную жалобу возражал против ее удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Представитель истца в судебном заседании настаивал на доводах жалобы, а представитель ответчиков просил решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций оставить без изменения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв, информация о котором размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых по делу судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 30.12.2014 по делу в„– А73-12884/2014 признано право собственности Хабаровского муниципального района Хабаровского края на четыре спорных объекта недвижимости, расположенных по адресу: г. Хабаровск, в районе ул. Воспоминаний, 1. Право собственности на станцию биологической очистки и две канализационные насосные станции зарегистрировано в установленном законом порядке; государственная регистрация права собственности на канализационные сети приостановлена.
Впоследствии комитет обратился в орган местного самоуправления г. Хабаровска с предложением принять в муниципальную собственность очистные сооружения для организации водоотведения жилого фонда в границах г. Хабаровска, приложив перечень объектов, подлежащих передаче.
Письмом от 05.05.2015 администрация отказала в согласовании данного перечня со ссылкой на часть 4 статьи 3 Закона Хабаровского края от 23.12.2009 в„– 299 "О реализации отдельных полномочий Хабаровского края в сфере разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами".
Считая ответчиков обязанными принять в собственность спорные объекты недвижимости, комитет обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 122-ФЗ) разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" видами имущества.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу.
В целях разграничения объектов муниципальной собственности в Хабаровском крае принят, в частности Закон Хабаровского края от 23.12.2009 в„– 299 "О реализации отдельных полномочий Хабаровского края в сфере разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами" (далее - Закон в„– 299).
В соответствии с частью 3 статьи 1 данного Закона перечень объектов муниципального имущества, подлежащих безвозмездной передаче в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, может формироваться как по инициативе органов местного самоуправления передающей стороны, так и по инициативе органов местного самоуправления принимающей стороны.
Частями 3, 4 статьи 2 Закона в„– 299 органам местного самоуправления принимающей стороны предоставлена возможность выбора вариантов решения о согласовании либо об отказе в согласовании перечня муниципального имущества в зависимости от наличия либо отсутствия необходимости передачи муниципального имущества, а также обстоятельств, препятствующих разграничению муниципального имущества между передающей и принимающей сторонами.
В случае получения от органа местного самоуправления принимающей стороны решения об отказе в согласовании перечня орган местного самоуправления передающей стороны может рассмотреть вопрос о создании согласительной комиссии (часть 5 статьи 2 Закона в„– 299).
Рассматривая настоящее дело, арбитражные суды пришли к правильному выводу об отсутствии у администрации безусловной обязанности по принятию в собственность спорного имущества. Также суды установили, что после получения решения администрации об отказе в принятии в муниципальную собственность городского поселения спорных объектов недвижимости вопрос о создании согласительной комиссии комитетом не решен, передача имущества сторонами не согласована. Доказательств принятия истцом мер к урегулированию спорного вопроса в предусмотренном законом порядке при рассмотрении дела в материалы дела не представлено.
Поскольку комитетом не была соблюдена законодательно установленная процедура разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на принятие им мер по соблюдению установленного порядка передачи имущества несостоятельна, поскольку не свидетельствует о завершении административной процедуры разграничения имущества, установленной Законами Nв„– 122-ФЗ, 299.
Утверждение заявителя о наличии у ответчиков обязанности по принятию в собственность спорного имущества, независимо от согласия принимающей стороны и урегулирования вопроса его передаче в установленном порядке, не основано на законе и противоречит правовой позиции, содержащейся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 в„– 828-О-П.
Его же довод о неправильном истолковании судами закона является ошибочным и судом кассационной инстанции отклоняется.
Учитывая изложенное, обжалуемые судебные акты соответствуют фактическим обстоятельствам дела и приняты с правильным применением норм материального и процессуального права, поэтому не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 31.07.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2015 по делу в„– А73-7631/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
С.Ю.ЛЕСНЕНКО

Судьи
С.Н.НОВИКОВА
О.В.ЦИРУЛИК


------------------------------------------------------------------