По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.02.2016 N Ф03-32/2016 по делу N А73-4814/2015
Требование: О признании незаконным предписания органа пожарного надзора по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Орган пожарного надзора по результатам проверки органа власти субъекта РФ вынес предписание об устранении нарушений в обеспечении деятельности по тушению пожаров на основании лицензии, в создании пожарной охраны и по другим вопросам организации и осуществления мероприятий пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено, так как проверка в ежегодный план проверок не включена, с прокурором не согласована; предписанием возложены обязанности без учета разграничения полномочий и закрепления обязанностей за другими субъектами.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Хабаровского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2016 г. в„– Ф03-32/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.М. Луговой
Судей: Г.В. Котиковой, И.А. Мильчиной
при участии:
от заявителя: Правительства Хабаровского края - Знаменская Т.И., представитель по доверенности от 21.09.2015 в„– 9.3.41-22705;
от Дальневосточного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - Яковлев А.А., представитель по доверенности от 30.09.2015 в„– 11245-1-2; Моисеенко Н.О., представитель по доверенности от 02.02.2016 в„– 981-1-2; Набока А.С., представитель по доверенности от 02.02.2016 в„– 980-1-2;
от Комитета Правительства Хабаровского края по гражданской защите - Галеева Н.В., представитель по доверенности от 20.01.2016 в„– 7; Салямов С.Ф., представитель по доверенности от 20.01.2016 в„– 6;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Дальневосточного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
на решение от 13.08.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2015
по делу в„– А73-4814/2015 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Н.Л. Копылова; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.В. Вертопрахова, Е.Г. Харьковская, Е.А. Швец
по заявлению Правительства Хабаровского края (ОГРН 1022700931868, ИНН 2700000786, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 56)
к Дальневосточному региональному центру по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ОГРН 1032700306055, ИНН 2702010892, место нахождения: 680003, г. Хабаровск. ул. Союзная, 3А)
третье лицо: Комитет Правительства Хабаровского края по гражданской защите
о признании незаконным предписания
Правительство Хабаровского края (далее - Правительство; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным предписания Дальневосточного регионального центра Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (ДРЦ МЧС России; МЧС) от 26.01.2015 в„– 4/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет Правительства Хабаровского края по гражданской защите (далее - Комитет).
Решением суда от 13.08.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2015, заявление Правительства Хабаровского края удовлетворено, оспариваемое предписание МЧС по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности признано незаконным.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе МЧС, поддержанной представителями в судебном заседании суда округа, которые просят решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить с передачей дела на новое рассмотрение в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права, а также несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель жалобы настаивает, что судами ошибочно отклонена не требующая применения положений Федерального закона от 26.12.2008 в„– 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон в„– 294-ФЗ) возможность МЧС России и его территориальных органов осуществлять исполнение государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности посредством организации и проведения проверок деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, установленная Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 28.06.2012 в„– 375 (далее - Административный регламент в„– 375). Кроме того, МЧС не согласно с выводами судов в части признания необоснованными требований, содержащихся в оспариваемом предписании.
Правительство и Комитет в отзывах на кассационную жалобу и их представители в судебном заседании суда кассационной инстанции, возражая относительно приведенных в ней доводов, просили оставить ее без удовлетворения, судебные акты без изменения.
Суд округа, изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судами из материалов дела установлено следующее.
ДРЦ МЧС России на основании распоряжений от 10.11.2014 в„– 3, от 19.12.2014 в„– 4 в отношении Правительства в период с 25.11.2014 по 26.01.2015 проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности.
В ходе проверки ДРЦ МЧС России пришел к выводу о нарушении Правительством Хабаровского края Федерального закона от 04.05.2011 в„– 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федерального закона от 21.12.1994 в„– 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Закона Хабаровского края от 26.07.2005 в„– 291 "Об обеспечении пожарной безопасности на территории Хабаровского края"; Постановлений Правительства Хабаровского края от 08.04.2009 в„– 110-пр "Об утверждении Перечня организаций, в которых в обязательном порядке создается ведомственная пожарная охрана для организации и осуществления профилактики пожаров, содержащаяся за счет средств краевого бюджета", от 06.07.2007 в„– 130-пр "О вопросах организации выполнения и осуществления мер пожарной безопасности на территории Хабаровского края", от 15.04.2014 в„– 117-пр "Об утверждении Положения о комитете Правительства Хабаровского края по гражданской защите"; Постановления Губернатора Хабаровского края от 21.07.2011 в„– 75 "Об утверждении Положения о Противопожарной службе Хабаровского края"; Соглашения между МЧС России и Правительством Хабаровского края о передаче друг другу осуществления части своих полномочий, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.02.2011 в„– 191-р.
Нарушения зафиксированы в акте проверки от 26.01.2015 в„– 4, на основании которого в адрес Правительства вынесено предписание от 26.01.2015 в„– 4/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Согласно предписанию Правительству в срок до 01.09.2015 предложено: обеспечить осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры на основании лицензии МЧС России в 11-ти пожарных частях и постах Противопожарной службы края; обеспечить создание и функционирование в утвержденных перечнем организациях министерств здравоохранения, культуры, социальной защиты населения края пожарной охраны в соответствии с законодательством, а именно: ведомственная пожарная охрана подлежит лицензированию на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры; организовать работу по проведению общественных смотров-конкурсов и месячников пожарной безопасности на подведомственных объектах Министерствами здравоохранения, социальной защиты населения Хабаровского края; обеспечить выполнение Решений комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Хабаровского края (не выполнено в полном объеме решение КЧС и ПБ от 20.12.2013 в„– 109); организовать обучение населения мерам пожарной безопасности на территории Хабаровского края (издать нормативный правовой акт, определяющий порядок обучения населения на территории Хабаровского края); обеспечить ресурсное обеспечение государственной программы "Защита населения Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций и пожаров", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 03.05.2012 в„– 142-пр, в части мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты населения края, спорта и молодежной политики, промышленности и транспорта на период с 2015 года по 2020 год; установить организационную структуру Противопожарной службы Хабаровского края; разработать нормативные правовые акты (нормы) Правительства края обеспечения пожарной техникой и пожарно-техническим вооружением Противопожарной службы края; обеспечить выполнение Правительством Хабаровского края соглашения в части передачи полномочий в области пожарной безопасности Главному управлению МЧС России по Хабаровскому краю.
Не согласившись с предписанием от 26.01.2015 в„– 4/1/1, Правительство обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который правомерно руководствуясь положениями Федерального закона от 21.12.1994 в„– 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон в„– 69-ФЗ), Федерального закона от 04.05.2011 в„– 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон в„– 99-ФЗ), Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон в„– 184), Федерального закона от 26.12.2008 в„– 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", удовлетворил заявленные требования, признав предписание незаконным.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционной коллегией.
Суд округа считает, что оспариваемые судебные акты правомерно мотивированы отсутствием законных оснований для выдачи оспариваемого предписания в виду нарушения порядка проведения проверок и необоснованностью вмененных Правительству нарушений, принимая во внимание следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 в„– 868 (далее - Положение в„– 868) министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Согласно подпункту 4 пункта 8 названного Положения МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет, в том числе функцию государственного надзора за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются положениями Закона в„– 294-ФЗ.
Частями 3, 3.1 статьи 1 Закона в„– 294-ФЗ определены виды государственного контроля (надзора) к которым, установленные данным Законом порядок организации и проведения проверок, не применяются.
Осуществление государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности под исключения положений названного Закона, установленные статьей 1, не подпадает.
Вместе с этим подпунктом 17 пункта 4 статьи 1 Закона в„– 294-ФЗ предусмотрено, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении, в том числе федерального государственного пожарный надзора.
Частью 1 статьи 6.1 Закона о пожарной безопасности установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона о защите прав юридических лиц с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных данной статьей.
Пункт 4 Административного регламента в„– 375 также предусматривает, что исполнение государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности должно осуществляться с применением Закона о пожарной безопасности и Закона в„– 294-ФЗ.
Выделение органа власти из круга подконтрольных органу государственного надзора лиц, не означает возможность реализации надзорных полномочий надзора вне процедуры, установленной Законом в„– 294-ФЗ.
В этой связи выводы судов о том, что МЧС России как федеральный орган исполнительной власти, обладающий полномочиями и выполняющий функции государственного надзора за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности, при проведении проверок обязан руководствоваться, в том числе положениями Закона в„– 294-ФЗ, действующему законодательству не противоречат.
Как установили суды по материалам дела, в отношении Правительства проведена плановая выездная проверка с целью выполнения пятилетнего плана проверок органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа на 2012 - 2014 годы.
Согласно части 1 статьи 9 Закона в„– 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона в„– 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
В соответствии с частью 5 статьи 9 Закона в„– 294-ФЗ утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом.
Положениями частей 6.1, 6.2, 6.4 названной статьи определен порядок и сроки представления ежегодного плана проведения плановых проверок в органы прокуратуры и его согласования.
В соответствии с частью 6.3 статьи 9 Закона в„– 294-ФЗ порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 в„– 489 (далее - Правила от 30.06.2010 в„– 489).
Согласно подпункту "а" пункта 2 указанных Правил нормативный правовой акт распространяется и на территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности.
В соответствии с частью 7 статьи 9 Закона в„– 294-ФЗ Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.
Согласно части 7.1 статьи 9 указанного Федерального закона территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют переданные полномочия Российской Федерации по осуществлению такого контроля (надзора), представляют до 01 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок в соответствующие федеральные органы исполнительной власти.
В силу части 7.2 статьи 9 Закона в„– 294-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного контроля (надзора), до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, составляют ежегодные планы проведения плановых проверок в соответствующей сфере деятельности, включающие сведения утвержденных ежегодных планов проведения плановых проверок, представленных территориальными органами государственного контроля (надзора), указанными в части 7.1 настоящей статьи. Ежегодные планы проведения плановых проверок размещаются федеральными органами исполнительной власти на своих официальных сайтах в сети "Интернет", за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из приведенных норм права следует, что утвержденный приказом руководителя органа государственного надзора план ежегодных плановых проверок является единственным документом, на основании которого соответствующий орган вправе проводить свои надзорные мероприятия (плановые проверки).
Как установлено судами, в рассматриваемом случае территориальным органом исполнительной власти плановая выездная проверка проводилась с целью выполнения пятилетнего плана проведения проверок органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа на 2012-2017 годы.
При этом проведение проверки в отношении Правительства в ежегодный план проведения плановых проверок на 2014 год ДРЦ МЧС включено не было; с органами прокуратуры проведение проверки не согласовывалось и на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в ежегодном сводном плане проведения плановых проверок соответствующая информация не размещалась.
В силу пункта 1 части 2 статьи 20 Закона в„– 294-ФЗ к грубым нарушениям Закона относится, в частности, нарушение требований, предусмотренных частями 2, 3 статьи 9 Закона в„– 294-ФЗ.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для проведения проверки в отношении Правительства, что в силу пункта 1 части 2 статьи 20 Закона в„– 294-ФЗ является грубым нарушением установленных данным Законом требований к организации и проведению проверок и, как следствие, влечет незаконность всех последующих действий проверяющих и результатов такой проверки.
При таких обстоятельствах, выводы судов о незаконности оспариваемого предписания ввиду отсутствия законных оснований для его выдачи являются правомерными.
Вместе с этим, признаются правомерными выводы судов в части признания необоснованными требований ДРЦ МЧС России, изложенных в предписании.
Пунктом 1 оспариваемого предписания Правительству предписано обеспечить осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры на основании лицензии МЧС России.
Пунктом 14 части 1 статьи 12 Закона в„– 99-ФЗ установлено, что лицензированию подлежит деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.
В соответствии со статьей 18 Закона в„– 69-ФЗ на органы исполнительной власти субъектов РФ возложены полномочия по организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы.
Суды установили, что Правительство является высшим органом исполнительной власти края, его полномочия определены статьей 17 Закона в„– 184-ФЗ, Законом края от 27.04.2005 в„– 272 "О системе исполнительных органов государственной власти Хабаровского края".
Правительство в соответствии с полномочиями, определенными Уставом края и Законом края от 27.11.2001 в„– 349 "О Правительстве Хабаровского края", может регулировать вопросы реализации полномочий как непосредственно, так и через созданные органы исполнительной власти края.
Судами по материалам дела установлено, что согласно Положению о комитете Правительства Хабаровского края по гражданской защите, утвержденному постановлением Правительства Хабаровского края от 15.04.2014 в„– 117-пр, Комитет является органом исполнительной власти края, проводящим государственную политику в области обеспечения пожарной безопасности в границах Хабаровского края. В силу Положения о Комитете на него возложены полномочия по организации и осуществлению мероприятий по пожарной безопасности.
В свою очередь, Комитет осуществляет возложенные на него полномочия как непосредственно, так и через подведомственное краевое государственное казенное учреждение "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края", основным видом деятельности которого, согласно его уставу, является обеспечение пожарной безопасности и тушение пожаров, выполнение мероприятий в области пожарной безопасности, осуществление мероприятий по созданию, реорганизации и ликвидации подразделений Противопожарной службы, организация и проведение общественных смотров-конкурсов в области пожарной безопасности.
На данное юридическое лицо и возложены полномочия по получению лицензии и обеспечению переоформления лицензии с включением новых адресов пожарных подразделений в лицензию по мере их создания в Хабаровском крае.
Непосредственное обеспечение деятельности по тушению пожаров в Хабаровском крае осуществляют пожарные подразделения противопожарной службы КГКУ "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края".
Суды установили, что Комитет Правительства Хабаровского края по гражданской защите, КГКУ "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края" являются самостоятельными юридическими лицами, и не входили в число организаций, проверенных ДРЦ МЧС при проведении проверки в отношении Правительства.
В связи с чем, выводы судов о том, что Правительство не осуществляет лицензируемую деятельность по тушению пожаров и не является лицом, обязанным переоформить лицензию, и поэтому оснований для предъявления требований об обеспечении переоформления лицензии, выданной другому юридическому лицу, к Правительству края не имелось, обоснованны.
Правомерно отклонены доводы о законности пункта 2 предписания, поскольку, как установлено судами, полномочиями по осуществлению мероприятий по созданию, реорганизации и ликвидации подразделений Противопожарной службы наделено подведомственное Комитету Правительства Хабаровского края по гражданской защите краевое государственное казенное учреждение "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края".
Вместе с тем, подразделения ведомственной пожарной охраны являются структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти или организаций, на которых они созданы, данные подразделения не наделены полномочиями юридических лиц, они созданы для организации и осуществления профилактики пожаров, непосредственное тушение пожаров они не осуществляют.
При этом, как верно отметили суды, реализация Правительством Хабаровского края полномочий, установленных статьей 18 Закона в„– 69-ФЗ посредством утверждения постановлением от 08.04.2009 в„– 110-пр Перечня организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана для организации и осуществления профилактики пожаров, содержащаяся за счет средств краевого бюджета, не противоречит законодательству.
Относительно пункта 3 предписания. Суды, принимая во внимание полномочия органов исполнительной власти, установленные статьей 18 Закона в„– 69-ФЗ, статьей 4 Закона Хабаровского края в„– 291, постановлением Правительства края от 06.07.2007 в„– 130-пр "О вопросах организации выполнения и осуществления мер пожарной безопасности на территории Хабаровского края", пришли к выводам, что данными нормативными актами не предусмотрено обязательное проведение общественных смотров-конкурсов и месячников пожарной безопасности органами исполнительной власти края.
Постановлением Правительства края от 06.07.2007 в„– 130-пр утвержден Порядок организации выполнения и осуществления мер пожарной безопасности на территории Хабаровского края, который определяет основы организации выполнения и осуществления мер пожарной безопасности в целях регулирования отношений между Правительством края, федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы собственности. Данным правовым актом разграничены полномочия между вышеуказанными лицами.
Абзацем 8 пункта 6 Порядка предусмотрено, что проведение общественных смотров-конкурсов и месячников пожарной безопасности организуют органы исполнительной власти края в пределах своей компетенции; реализация указанных полномочий в силу пункта 2 Порядка осуществляется в соответствии планом основных мероприятий Правительства края и Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю с учетом финансовой обеспеченности, предусмотренной на мероприятия по профилактике пожарной безопасности.
Вместе с этим организация и проведение общественных смотров-конкурсов в области пожарной безопасности отнесена к ведению подведомственного Комитету Правительства Хабаровского края по гражданской защите выше указанного краевого государственного казенного учреждения.
Пунктом 4 предписания на Правительство возложены обязанности по обеспечению выполнения решений Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Хабаровского края; указано на невыполнение в полном объеме решения КЧС от 20.12.2013 в„– 9.
Как установили суды, указанная Комиссия создана постановлением Правительства края от 06.09.2010 в„– 250-пр для обеспечения согласованности действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Хабаровского края, органов местного самоуправления края, государственных и иных организаций независимо от организационно-правовой формы, осуществляющих свою деятельность на территории края, в целях реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Компетенция данной Комиссии, определенная в разделе 2 Положения о Комиссии, заключается в разработке предложений и мер, в том числе по обеспечению пожарной безопасности. Основная задача Комиссии в области пожарной безопасности - это координация и разработка предложений для всех участников данных правоотношений. Исходя из статуса и полномочий Комиссии, ее решения носят рекомендательный характер.
В этой связи, а также учитывая, что в предписании не указано, какие действия и мероприятия, обеспечение выполнения которых возложено на Правительство, оно должно выполнить, какими нормами предусмотрены обязанности на совершение этих действий, проведение мероприятий, суды пришли к верным выводам о незаконности требований данного пункта предписания.
Вмененное Правительству пунктом 5 предписания нарушение в виде организации обучения населения мерам пожарной безопасности, обоснованно отмечено судом как относящиеся к полномочиям Комитета Правительства Хабаровского края по гражданской защите, при том, что отсутствие принятого Правительством нормативного акта по данному вопросу и отсутствие требований к его принятию в положениях Закона в„– 69-ФЗ и Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 в„– 390, фактически не воспрепятствовало Комитету в проведении перечисленных в акте проверки мероприятий по указанным вопросам.
Суд округа соглашается с выводами судов относительно необоснованного вменения Правительству установленного пунктом 6 предписания нарушения в части планирования финансирования на мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на период с 2015 по 2020 годы, поскольку проверкой охватывался период до января 2015 года.
Пунктом 7 предписания Правительству предложено установить организационную структуру Противопожарной службы Хабаровского края.
Согласно части 4 статьи 5 Закона в„– 69-ФЗ организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.
Частью 5 статьи 5 Закона в„– 69-ФЗ определено, что противопожарная служба субъектов РФ создается органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Как установили суды пунктом 5 части 1 статьи 4 Закона Хабаровского края в„– 291 полномочия по созданию Противопожарной службы края, определению ее организационной структуры и штатной численности возложены на Губернатора края.
Данные полномочия реализуются Губернатором края самостоятельно. Вопросы организационной структуры Противопожарной службы края урегулированы постановлениями Губернатора края от 21.07.2011 в„– 75 "Об утверждении Положения о Противопожарной службе Хабаровского края", от 12.12.2007 в„– 173 "О предельной штатной численности краевого государственного казенного учреждения "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуации и пожарной безопасности Хабаровского края", распорядительными актами Губернатора края о создании пожарных частей и подразделений Противопожарной службы края.
В структуру Противопожарной службы края входят пожарные части и подразделения, которые создаются в соответствии с распоряжением Губернатора края. Таким образом, Губернатор края в пределах своей компетенции, определил организационную структуру Противопожарной службы края.
В этой связи обоснованы выводы судов о том, что нарушение требований пожарной безопасности со стороны Правительства в данной части отсутствует.
Пунктом 8 Предписания на Правительство края возложена обязанность разработать нормативные правовые акты (нормы) обеспечения пожарной техникой и пожарно-техническим вооружением Противопожарной службы края.
Согласно части 3 статьи 20 Закона в„– 69-ФЗ субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности.
Это означает, что Правительство самостоятельно осуществляет правовое регулирование в пределах предоставленных ему полномочий.
Суды установили, что постановлением Правительства Хабаровского края от 23.01.2006 в„– 4-пр "О материально-техническом обеспечении Противопожарной службы края" в пункте 2 утверждены Положение о форме одежды оперативных работников Противопожарной службы края и Положение о порядке обеспечения предметами вещевого имущества и специальной одеждой оперативных работников Противопожарной службы края. Пунктом 3 данного постановления определено, что до принятия нормативных правовых актов Хабаровского края по вопросам материально-технического обеспечения Противопожарной службы края, за исключением указанных в пункте 2 настоящего постановления, для регулирования вопросов материально-технического обеспечения Противопожарной службы края применяются соответствующие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти по вопросам материально-технического обеспечения Федеральной Противопожарной службы.
Таким образом, являются верными выводы судов о том, что Правительство осуществило правовое регулирование по данному вопросу, и оснований и полномочий для обязания издать иной правовой акт у органа пожарного надзора не имелось.
Пункт 9 предписания обязывает Правительство обеспечить выполнение Соглашения между МЧС России и Правительством Хабаровского края о передаче друг другу осуществления части своих полномочий, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.02.2011 в„– 191-р.
Судами верно отмечено, что положения статьи 26.8 Закона в„– 184-ФЗ, предусматривающие передачу осуществления части полномочий исполнительными органами государственной власти субъекта РФ федеральным органами исполнительной власти по соглашению, и постановления Правительства РФ от 08.12.2008 в„– 924 "О порядке заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий" не устанавливают возможность осуществления контроля третьими лицами за исполнением данного вида Соглашений.
При таких обстоятельствах, выводы судов о незаконности предписания от 26.01.2015 в„– 4/1/1, не противоречат имеющимся в деле доказательствам, соответствуют нормам материального и процессуального права правильно примененным судами.
Доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, полномочий для переоценки выводов судов в силу статьи 286 АПК у суда кассационной инстанции не имеется. Кроме того, доводы заявителя жалобы не опровергают выводы судов обеих инстанций, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании вышеизложенного, суд округа считает, что выводы суда первой инстанции и апелляционной коллегии сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 13.08.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2015 по делу в„– А73-4814/2015 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
И.М.ЛУГОВАЯ
Судьи
Г.В.КОТИКОВА
И.А.МИЛЬЧИНА
------------------------------------------------------------------
