Типы документов



Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.02.2016 N Ф03-6297/2015 по делу N А51-2497/2015
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельных участков, обязании принять решение о предоставлении участков в аренду и заключить договоры аренды.
Обстоятельства: В предоставлении в аренду земельных участков для строительства нефтеперерабатывающего комплекса отказано по причине их расположения на землях Министерства обороны РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как установлен факт расположения испрашиваемых земельных участков в границах запретного района военного объекта.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Приморского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2016 г. в„– Ф03-6297/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.Н. Новиковой
Судей: С.Ю. Лесненко, В.А. Гребенщиковой
при участии:
от заявителя: Тесленко Е.А., представитель по доверенности от 09.02.2015 б/н
от третьего лица (Министерства обороны Российской Федерации): Солдатенко Д.А., представитель по доверенности от 22.01.2015 в„– 212/1/43
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Высокая Интеллектуальная Система"
на решение от 28.07.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015
по делу в„– А51-2497/2015 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Г.Н. Палагеша
в суде апелляционной инстанции судьи Н.Н. Анисимова, А.В. Гончарова, О.Ю. Еремеева
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Высокая Интеллектуальная Система"
к администрации городского округа ЗАТО город Фокино
третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации, федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Морская инженерная служба Тихоокеанского флота
о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельных участков
Общество с ограниченной ответственностью "Высокая Интеллектуальная Система" (ОГРН 1082540000025, ИНН 2540139297, место нахождения: 692890, Приморский край, г. Фокино, пгт. Дунай, ул. Ленина, 23А, кв. 4; далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к администрации городского округа ЗАТО город Фокино (ОГРН 1022500576471, ИНН 2512000470, место нахождения: 692880, Приморский край, г. Фокино, ул. Постникова, 9; далее - администрация) о признании незаконным решения, оформленного письмом в„– 6892 от 12.11.2014, об отказе в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 25:35:080101:1078, 25:35:080101:1079, 25:35:080101:1080, 25:35:080101:1082, 25:35:080101:1083, 25:35:080101:1084, 25:35:080101:1085.
В качестве восстановления нарушенного права заявитель просил обязать администрацию в четырнадцатидневный срок принять решение о предоставлении обществу в аренду сроком на 49 лет земельных участков и заключить с обществом договоры аренды земельных участков с кадастровым номером 25:35:080101:1078 площадью 57 922 кв. м, расположенного примерно в 500 м от ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: Приморский край, городской округ ЗАТО город Фокино, г. Фокино, пгт. Дунай, ул. Ленина, 11; с кадастровым номером 25:35:080101:1079 площадью 46 866 кв. м, расположенного примерно в 420 м по направлению на юго-восток от ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: Приморский край, городской округ ЗАТО город Фокино, г. Фокино, пгт. Дунай, ул. Ленина, 15; с кадастровым номером 25:35:080101:1080 площадью 63 588 кв. м, расположенного примерно в 370 м по направлению на юго-восток от ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: Приморский край, городской округ ЗАТО город Фокино, г. Фокино, пгт. Дунай, ул. Ленина, 11; с кадастровым номером 25:35:080101:1082 площадью 6 926 кв. м, расположенного примерно в 750 м по направлению на юго-восток от ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: Приморский край, городской округ ЗАТО город Фокино, г. Фокино, пгт. Дунай, ул. Ленина, 9; с кадастровым номером 25:35:080101:1083 площадью 5 455 кв. м, расположенного примерно в 560 м по направлению на юго-восток от ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: Приморский край, городской округ ЗАТО город Фокино, г. Фокино, пгт. Дунай, ул. Ленина, 9; с кадастровым номером 25:35:080101:1084 площадью 6 402 кв. м, расположенного примерно в 250 м по направлению на юго-восток от ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: Приморский край, городской округ ЗАТО город Фокино, г. Фокино, пгт. Дунай, ул. Ленина, 9; с кадастровым номером 25:35:080101:1085 площадью 7320 кв. м, расположенного примерно в 350 м по направлению на юго-восток от ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: Приморский край, городской округ ЗАТО город Фокино, г. Фокино, пгт. Дунай, ул. Ленина, 17.
Определениями суда от 16.03.2015, от 24.06.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне администрации привлечены Министерство обороны Российской Федерации (далее - третье лицо, Минобороны России), Морская инженерная служба Тихоокеанского флота (далее - третье лицо, инженерная служба) и федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" (далее - третье лицо, ФГКУ "ДВ ТУИО").
Решением от 28.07.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015, в удовлетворении заявленных в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 25:35:080101:1078, 25:35:080101:1079, 25:35:080101:1080, 25:35:080101:1083, 25:35:080101:1084, 25:35:080101:1085 требований отказано, а в части требований, касающихся земельного участка с кадастровым номером 25:35:080101:1082, производство по делу прекращено в связи с отказом от заявленных требований в этой части иска.
В кассационной жалобе общество просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и направить его на новое рассмотрение. Выражает несогласие с выводами судов о нахождении испрашиваемых земельных участков в собственности Российской Федерации, в пользовании Министерства обороны РФ, в запретном районе и водоохранной зоне. При этом указывает, что вывод о принадлежности земельных участков Минобороны России сделан по результатам исследования не заверенных надлежащим образом кадастровых паспортов; документы-основания возникновения права, местонахождение и соотношение земельных участков судами не исследовались.
В отзыве на кассационную жалобу администрация выразила несогласие с изложенными в ней доводами.
В судебном заседании представитель истца доводы кассационной жалобы поддержал, дал по ним пояснения; представитель третьего лица (Минобороны России) просил окружной суд в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлениями администрации от 27.06.2012 в„– 957-па, от 27.06.2012 в„– 958-па, от 11.07.2012 в„– 1035-па, от 31.10.2012 в„– 1635-па, 31.10.2012 в„– 1633-па, от 31.10.2012 в„– 1634-па обществу утверждены акты о выборе земельных участков из земель населенных пунктов: ориентировочной площадью 60 000 кв. м, 10 000 кв. м, 60 000 кв. м по адресу Приморский край, городской округ ЗАТО город Фокино, п. Дунай; ориентировочной площадью 3 500 кв. м, 9 500 кв. м, 100 000 кв. м по адресу Приморский край, городской округ ЗАТО Фокино, п. Дунай, район ул. Ленина - для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов: нефтеперерабатывающего завода, комплекса по переработке нефти и утилизации нефтепродуктов и комплексов по перевалке нефтепродуктов.
Постановлениями от 13.07.2012 в„– 1058-па (с учетом постановления от 28.11.2012 в„– 1782-па), от 13.07.2012 в„– 1060-па (с учетом постановления от 28.11.2012 в„– 1780-па), от 13.07.2012 в„– 1059-па (с учетом постановления от 28.11.2012 в„– 1781-па), от 17.12.2012 в„– 1915-па, от 17.12.2012 в„– 1921-па, от 17.12.2012 в„– 1919-па для строительства указанных объектов администрацией утверждены схемы расположения на кадастровом плане территории земельных участков: ориентировочной площадью 57 922 кв. м по адресу: Приморский край, городской округ ЗАТО город Фокино, п. Дунай, ул. Ленина, 11; ориентировочной площадью 46 866 кв. м, находящегося примерно в 420 м по направлению на юго-восток от ориентира - жилого дома, расположенного по адресу Приморский край, городской округ ЗАТО город Фокино, п. Дунай, ул. Ленина, д. 15; ориентировочной площадью 63 588 кв. м, находящегося примерно в 370 м по направлению на юго-запад от ориентира - жилого дома, расположенного за пределами участка по адресу Приморский край, городской округ ЗАТО город Фокино, ул. Ленина, 11; ориентировочной площадью 5 455 кв. м, находящегося примерно в 560 м по направлению на юго-восток от ориентира - жилого дома, расположенного за пределами участка по адресу Приморский край, городской округ ЗАТО город Фокино, п. Дунай, ул. Ленина, 9; ориентировочной площадью 6 402 кв. м, находящегося примерно в 250 м по направлению на юго-восток от ориентира - жилого дома, расположенного за пределами земельного участка по адресу Приморский край, городской округ ЗАТО город Фокино, п. Дунай, ул. Ленина; ориентировочной площадью 7 320 кв. м, находящегося примерно в 9350 м по направлению на юго-восток от ориентира - жилого дома, расположенного за пределами участка по адресу Приморский край, городской округ ЗАТО город Фокино, п. Дунай, ул. Ленина, 17.
Земельные участки поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров 25:35:080101:1078, 25:35:080101:1079, 25:35:080101:1080, 25:35:080101:1083, 25:35:080101:1084, 25:35:080101:1085 соответственно (кадастровые паспорта Nв„– 25/00-12-174694, 25/00-12-174722, 25/00-12-174728, 25/00-13-19231, 25/00-14-369028, 25/00-13-20963).
15.10.2014 общество обратилось в администрацию с заявлениями (вх. в„– 6855, 6856, 6857, 6858, 6859, 6861), в которых просило заключить договоры аренды перечисленных выше земельных участков.
Решением, оформленным письмом от 12.11.2014 в„– 6892, администрация отказала в предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду. Отказ мотивирован их расположением на землях Минобороны России, с которым при утверждении актов выбора земельных участков в порядке статьи 31 Земельного кодекса РФ не были осуществлены требуемые процедуры согласования. Также администрация пояснила, что в целях исключения возникновения угрозы военным объектам, а также чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера командование Тихоокеанского флота категорически против нахождения на них арендаторов и осуществления строительства.
Общество, посчитав решение администрации незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Земельный кодекс РФ предусматривает использование земельных участков согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.
Статья 1 Кодекса, определяя основные принципы земельного законодательства, предусматривает, что земли делятся по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. Этот принцип развивается в статье 7 Земельного кодекса РФ, уточняющей, что использование земли производится в соответствии с установленным для них целевым назначением с учетом принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земель.
Таким образом, Кодекс исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 в„– 61-ФЗ "Об обороне" земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
По правилам пункта 2 статьи 9 Земельного кодекса РФ распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация.
Согласно Постановлению Правительства от 29.12.2008 в„– 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 в„– 1082, обращения по вопросам выделения земель Вооруженных сил Российской Федерации рассматриваются только при наличии положительного решения Министерства обороны Российской Федерации.
Как установлено судами, испрашиваемые земельные участки расположены в границах кадастрового квартала 25:35:080101, на территории которого имеются иные сформированные земельные участки из категории земель обороны и иного специального назначения, относящиеся к федеральной собственности и предоставленные ранее для размещения воинских частей, военных городков и военного лесничества.
В частности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости суды выявили факт нахождения в месте расположения испрашиваемых земельных участков на территории указанного кадастрового квартала сформированных земельных участков с разрешенным использованием "под объекты обороны", в том числе с кадастровыми номерами 25:35:080101:107 (собственность Российской Федерации и постоянное бессрочное пользование 608 ОМИС), 25:35:080101:106, 25:35:080101:103 (собственность Российской Федерации), 25:35:080101:101 (собственность Российской Федерации), 25:35:080101:97 (собственность Российской Федерации), 25:35:080101:109, 25:35:080101:90, 25:35:080101:72 (собственность Российской Федерации), 25:35:080101:70 (постоянное бессрочное пользование в/ч), 25:35:080101:69 (постоянное бессрочное пользование в/ч).
Проанализировав кадастровые паспорта земельных участков с кадастровыми номерами 25:35:080101:1078, 25:35:080101:1079, 25:35:080101:1080, 25:35:080101:1083, 25:35:080101:1084, 25:35:080101:1085, схемы расположения указанных земельных участков и акты об их выборе, суды установили факт расположения испрашиваемых земельных участков в границах запретного района военного объекта.
Из письма инженерной службы от 05.11.2014 в„– 24/3-3114 следует, что на спорных земельных участках расположены объекты Минобороны России.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суды пришли к выводу о том, что исторически земельные участки, расположенные в районе пгт. Дунай, эксплуатировались для нужд учреждений и организаций Минобороны России.
Факт размещения в границах кадастрового квартала 25:35:080101 объектов Минобороны России (воинских частей, военных городков, военного лесничества) свидетельствует об отнесении их имущества к объектам федеральной собственности на основании пункта 2 раздела 1 приложения 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 в„– 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную, государственную, собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Из смысла Постановления в„– 3020-1 и абзаца 2 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что в силу прямого указания закона испрашиваемые земельные участки в составе единого землепользования относятся к федеральной собственности.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Поскольку земельные участки, расположенные в городском округе ЗАТО город Фокино, п. Дунай (кадастровый квартал 25:35:080101), были предоставлены в пользование Минобороны России до введения в действие указанного Закона, то, соответственно, они находятся в федеральной собственности. Доказательств обратного, в том числе передачи земельных участков в установленном законом порядке в иную форму собственности, суды в материалах дела не усмотрели.
При установленных обстоятельствах, ввиду того что выделение таких участков возможно исключительно при наличии положительного заключения Минобороны России, администрация правомерно не признана уполномоченным на распоряжение указанными земельными участками органом.
Далее, исследовав границы запретных зон и запретных районов для войсковых частей, расположенных в Приморском крае, установленные постановлением Губернатора Приморского края от 07.12.2005 в„– 217-пг "Об установлении границ запретных зон и запретных районов для войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации и Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю" (далее - Постановление в„– 217-пг), пунктами 16 - 19 Приложения в„– 2 нему; акты о выборе земельных участков; межевые планы земельных участков и кадастровые паспорта, суды установили, что все испрашиваемые земельные участки расположены в запретном районе военного объекта, в связи с чем, руководствуясь статьей 93 Земельного кодекса РФ, Положением об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.02.2000 в„– 135, Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 в„– 405, вступившим в силу с 15.05.2014, сделали правомерный вывод о том, что на данные земельные участки распространяются ограничения в использовании, предусмотренные для запретных территорий, применительно к понятию запретной зоны, влекущие невозможность предоставления заявителю спорных участков на правах аренды для указанных целей.
Данные выводы судов согласуются с письмом инженерной службы от 19.06.2015 в„– 24/3-1624, согласно которому спорная территория не свободна от взрывоопасных предметов, сплошная очистка местности от которых осуществляется силами военных.
Кроме того, судами установлен факт нахождения все испрашиваемых земельных участков в границах водоохранной зоны моря, в связи с чем сделан соответствующий положениям части 1, пункта 4 части 15, части 16 статьи 65 Водного кодекса РФ вывод о том, что особый статус земельных участков не позволяет строить на них объекты, в назначении которых не указаны сооружения, обеспечивающие охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод.
При изложенных обстоятельствах, ввиду того что оспариваемое решение не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы общества, суды правомерно в порядке части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ отказали в признании его незаконным.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, сделаны с правильным применением норм материального права.
Доводы, приведенные обществом в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не опровергают выводы арбитражных судов, основанные на исследованных доказательствах и установленных по делу обстоятельствах, направлены на переоценку последних и не свидетельствуют о нарушении норм материального права, которые могли бы являться основанием для отмены принятых по делу судебных актов в порядке кассационного производства, в силу чего судом округа отклоняются по правилам статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Поскольку неправильного применения норм материального права и процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену решения и постановления, судами обеих инстанций не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 28.07.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 по делу в„– А51-2497/2015 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
С.Н.НОВИКОВА

Судьи
С.Ю.ЛЕСНЕНКО
В.А.ГРЕБЕНЩИКОВА


------------------------------------------------------------------