Типы документов



Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.01.2016 N Ф03-5977/2015 по делу N А24-1306/2015
Требование: О признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым решением конкурсная комиссия признана нарушившей законодательство в связи с отклонением заявки участника, которым в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе предоставлено платежное поручение третьего лица. Предписано устранить нарушения и повторно осуществить процедуру рассмотрения заявок на участие в конкурсе.
Решение: Требование удовлетворено, так как при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд предоставить денежное обеспечение исполнения контракта может исключительно участник закупки, возможность его предоставления иным лицом не предусмотрена.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Камчатского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 января 2016 г. в„– Ф03-5977/2015

Резолютивная часть постановления от 20 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.А. Мильчиной
Судей: Г.В. Котиковой, И.М. Луговой
при участии:
от Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края: представитель не явился;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю: представитель не явился;
от открытого акционерного общества "Камчатгеология": представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Аква": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю
на решение от 11.08.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2015
по делу в„– А24-1306/2015
Арбитражного суда Камчатского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Решетько В.И.; в апелляционном суде судьи Бессчасная Л.А., Пяткова А.В., Сидорович Е.Л.
по заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края (ОГРН 1074101008134, ИНН 4101120894, место нахождения: 683003, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинградская, 118)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (ОГРН 1024101041470, ИНН 4101036307, место нахождения: 683003, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинградская, 90)
третье лицо: открытое акционерное общество "Камчатгеология", общество с ограниченной ответственностью "Аква"
о признании недействительным решения и предписания
Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края (далее - министерство, заказчик) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительными решения и предписания комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок (далее - УФАС России по Камчатскому краю, антимонопольный орган) от 20.03.2015 по делу в„– 21-06/23-15Ж.
Определениями суда от 21.05.2015 и от 16.06.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Камчатгеология" (далее - ОАО "Камчатгеология") и общество с ограниченной ответственностью "Аква" (далее - ООО "Аква").
Решением суда от 11.08.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2015, заявленные требования удовлетворены.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе антимонопольного органа, полагающего, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит их отменить.
Заявитель жалобы в обоснование приводит доводы о том, что Федеральный закон от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон в„– 44-ФЗ) не содержит каких-либо ограничений относительно форм расчетов, используемых участниками закупок для внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки; указывает, что денежные средства в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе поступили на расчетный счет заказчика до даты рассмотрения заявок, в связи с чем участник ОАО "Камчатгеология" соответствовал требованиям к участникам конкурса.
В отзыве на жалобу министерство с доводами заявителя не согласилось, просит оставить судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о начале судебного процесса с их участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, а также проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, единой комиссией заказчика по осуществлению закупок для нужд Камчатского края в соответствии с требованиями Закона в„– 44-ФЗ был проведен открытый конкурс "Выполнение работ по объекту "Поиски источников хозяйственно-питьевого водоснабжения для с. Средние Пахачи Олюторского муниципального района" в„– 0138200002015000003.
04.03.2015 единой комиссией рассмотрены две поступивших заявки на предмет их соответствия требованиям Закона в„– 44-ФЗ и принято единогласное решение о соответствии одной заявки (ООО "Аква") установленным требованиям. Заявка второго участника указанного конкурса - ОАО "Камчатгеология" отклонена как не соответствующая требованиям Закона в„– 44-ФЗ в связи с отсутствием ее денежного обеспечения.
По результатам рассмотрения и оценки указанных заявок конкурс в соответствии с частью 6 статьи 53 Закона в„– 44-ФЗ признан несостоявшимся; государственному заказчику рекомендовано заключить государственный контракт с единственным исполнителем - ООО "Аква".
Не согласившись с отклонением его заявки, ОАО "Камчатгеология" обратилось с соответствующей жалобой в УФАС России по Камчатскому краю, по результатам рассмотрения которой принято решение от 20.03.2015 по делу в„– 21-06/23-15Ж о признании жалобы обоснованной.
Указанным решением комиссия антимонопольного органа по контролю в сфере закупок признала конкурсную комиссию нарушившей часть 3 статьи 53 Закона в„– 44-ФЗ и решила передать материалы о выявленных нарушениях уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении (пункты 2, 4 резолютивной части решения).
На основании пункта 3 решения министерству выдано предписание об устранении нарушения части 3 статьи 53 Закона в„– 44-ФЗ, отмене протоколов, составленных в ходе определения поставщика по закупке в„– 0138200002015000003, и повторном осуществлении процедуры рассмотрения заявок на участие в конкурсе.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, министерство обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 24 Закона в„– 44-ФЗ, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), одним из которых являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс).
При этом согласно части 3 данной статьи под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона в„– 44-ФЗ заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям названного Закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В силу части 3 статьи 53 Закона в„– 44-ФЗ конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 51 Закона в„– 44-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
В соответствии с положениями статьи 44 Закона в„– 44-ФЗ выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок либо путем внесения денежных средств, либо предоставлением банковской гарантией.
Согласно части 1 статьи 45 Закона в„– 44-ФЗ заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Банковская гарантия должна быть безотзывной (часть 2 статьи 45 Закона в„– 44-ФЗ).
В силу части 4 статьи 96 Закона в„– 44-ФЗ контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта.
Из вышеприведенных нормоположений следует, что, если участник закупки не может внести обеспечение заявки на участие в конкурсе самостоятельно, он вправе предоставить банковскую гарантию. При этом банковская гарантия может быть выдана только банком, входящим в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, который ведет Министерство финансов Российской Федерации, быть безотзывной и соответствовать требованиям, установленным частью 2 статьи 45 Закона в„– 44-ФЗ.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в качестве денежного обеспечения заявки на участие в конкурсе ОАО "Камчатгеология" предоставлено платежное поручение третьего лица - ОАО "Елизовский карьер" от 04.02.2015 в„– 226 о внесении денежных средств в счет взаиморасчетов за участника конкурса - ОАО "Камчатгеология".
Проанализировав вышеуказанные нормоположения, дав оценку установленным по делу обстоятельствам, судебные инстанции обоснованно сделали вывод, что при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд предоставить денежное обеспечение исполнения контракта может исключительно участник закупки. Возможность предоставления обеспечения исполнения контракта вместо участника закупки иным лицом законом о контрактной системе не предусмотрена. Такое условие не было предусмотрено и в спорной конкурсной документации.
Таким образом, вывод суда о том, что конкурсная комиссия правомерно отклонила заявку ОАО "Камчатгеология" в соответствии с частью 3 статьи 53 Закона в„– 44-ФЗ в связи с отсутствием в составе заявки указанного участника соответствующего обеспечения данной заявки является правильным.
Доводы заявителя жалобы по существу сводятся к неверному толкованию норм материального права, а также к несогласию с оценкой доказательств, данной судами, поэтому не принимаются во внимание, как выходящие за рамки полномочий суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 11.08.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2015 по делу в„– А24-1306/2015 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
И.А.МИЛЬЧИНА

Судьи
Г.В.КОТИКОВА
И.М.ЛУГОВАЯ


------------------------------------------------------------------