По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.01.2016 N Ф03-5716/2015 по делу N А73-7570/2015
Требование: О взыскании расходов в размере стоимости переезда граждан из местности, приравненной к району Крайнего Севера.
Обстоятельства: По решению суда с муниципального образования взысканы расходы, связанные с переездом граждан из районов, приравненных к районам Крайнего Севера, расходы из бюджета РФ не компенсированы.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, так как не учтено наличие у органов местного самоуправления полномочий на определение размера компенсации расходов на переезд из районов, приравненных к районам Крайнего Севера; природа правоотношений, возможность применения к ним норм ГК РФ о взыскании убытков, причина их возникновения и противоправность поведения РФ не установлены.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Хабаровского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2016 г. в„– Ф03-5716/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Е.П. Филимоновой
Судей: Н.В. Меркуловой, И.В. Ширяева
при участии:
от администрации города Комсомольска-на-Амуре: представитель не явился;
от Министерства финансов Российской Федерации: Климова Т.С., представитель по доверенности от 28.12.2015 в„– 22-13-16/121;
от Министерства финансов Хабаровского края: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства Финансов Российской Федерации
на решение от 27.08.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2015
по делу в„– А73-7570/2015 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Яцышина Е.Е., в суде апелляционной инстанции судьи Иноземцев И.В., Волкова М.О., Дроздова В.Г.
по иску администрации города Комсомольска-на-Амуре
к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Хабаровского края
о взыскании 551 100,93 руб.
Муниципальное образование городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице Администрации города Комсомольска-на-Амуре (ОГРН 1032700030373, ИНН 2703000150, место нахождения: 681000, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Аллея Труда, 13, далее - администрация, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360, место нахождения: 109907, г. Москва, ул. Ильинка, 9, стр. 1, далее - Минфин РФ), Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края (ОГРН 1032700295550, ИНН 2700000176, место нахождения: 680002, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 72, далее - Минфин края) о взыскании расходов в сумме 551 100,93 руб., понесенных в связи с исполнением решений судов о компенсации стоимости переезда граждан из местности, приравненной к району Крайнего Севера.
Решением суда от 27.08.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2015, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны в пользу администрации взысканы расходы 551 100,93 руб. В иске к Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, Министерство финансов РФ обратилось с кассационной жалобой, поддержанной представителем в суде кассационной инстанции, в которой просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что полномочия по определению условий компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоз багажа в связи с выездом на новое место лицам, работающим в организациях, финансируемых из местного бюджета, закреплены за органами местного самоуправления, указанные расходы к расходным обязательствам Российской Федерации не относятся. Все учреждения г. Комсомольска-на-Амуре, где работали граждане, указанные в решениях судов общей юрисдикции, являлись муниципальными, следовательно, компенсации, установленные для них, являются расходными обязательствами города Комсомольска-на-Амуре.
Кроме этого, указывает, что арбитражный суд в общей сумме расходов, связанных с переездом работников муниципальных учреждений, взыскал судебные расходы в сумме 6 269,23 руб., которые Центральным районным судом города Комсомольска-на-Амуре были взысканы с Финансового управления администрации г. Комсомольска-на-Амуре на основании статьи 98 ГПК РФ как с проигравшей стороны.
Также приводит доводы об ошибочности выводов судов о наличии у истца, являющегося муниципальным образованием, права на возмещение вреда и убытков в соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Администрация и Минфин края извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили; в отзывах на кассационную жалобу против изложенных в ней доводов возражают, просят судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судебными инстанциями норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа находит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела, вступившими в законную силу решениями Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре и Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре с бюджета муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" в пользу граждан взысканы расходы, связанные с переездом граждан из районов, приравненных к Крайнему Северу.
Указанные судебные акты исполнены за счет средств муниципального бюджета в полном объеме, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
Ссылаясь на то, что исполнение обязательства по компенсации муниципальным образованием расходов, связанных с переездом граждан из районов, приравненных к Крайнему Северу, установленного Законом Российской Федерации от 19.02.1993 в„– 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям" (далее - Закон в„– 4520-1) является реализацией полномочий Российской Федерации, следовательно, финансирование указанных расходов должно было осуществляться за счет федерального бюджета, чего сделано не было, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды, сославшись на положения статей 15, 1069, 1071 ГК РФ, посчитали установленным факт неисполнения Минфином России обязанности по компенсации истцу затрат, связанных с переездом граждан из районов, приравненных к Крайнему Северу.
Суды, руководствуясь статьями 3, 4, 35 Закона в„– 4520-1, статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - Закон в„– 184-ФЗ), Федеральным законом от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 131-ФЗ), пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 августа 1992 года в„– 572 "О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (действующим в спорный период), статьями 85, 130, 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в редакции, действовавшей до 01.01.2005, исходили из того, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с Законом в„– 131-ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления; финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Принимая во внимание, что денежные средства на реализацию Закона в„– 4520-1 из бюджетов субъекта и федерального бюджета муниципальному образованию г. Комсомольска-на-Амуре не выделялись, судебные инстанции пришли к выводу о том, что понесенные администрацией расходы в сумме 551 100, 93 руб. на исполнение судебных актов являются убытками и подлежат компенсации за счет федерального бюджета.
Между тем судами не учтено следующее.
Вопросы финансового обеспечения гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, урегулированы статьей 4 Закона в„– 4520-1, в редакции Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ.
Согласно указанной правовой норме гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, в части граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.
Компенсация расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, указанным в части шестой статьи 35 настоящего Закона, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предоставляемых из федерального бюджета в форме межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации. (часть вторая введена Федеральным законом от 21.07.2014 в„– 231-ФЗ)
Гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Гарантии и компенсации, установленные для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет местных бюджетов, являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, осуществляются за счет средств работодателя.
Согласно статье 84 БК РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают, в частности, в результате:
принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
заключения Российской Федерацией (от имени Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Расходные обязательства муниципального образования в силу статьи 86 БК РФ возникают в результате:
принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;
принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;
заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями (пункт 1).
Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета (пункт 2).
В соответствии со статьей 4 Закона в„– 131-ФЗ вопросы местного значения устанавливаются, в том числе, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В силу статьи 313 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются указанным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 326 ТК РФ размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Следовательно, в данном случае полномочия на определение размера, условий и порядка компенсаций расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа в связи с выездом на новое место жительства из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях лицам, работающим в организациях, финансируемых из местного бюджета, переданы органам местного самоуправления. Суды не установили, в связи с чем у администрации возникли убытки.
Более того, отнесение судами выплат вышеупомянутых компенсаций работникам муниципальных организаций к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит статьи 84 БК РФ.
Судами не дана оценка доводам Минфина России относительно природы отношений, возникших между сторонами спора, и о возможности применения к этим отношениям норм ГК РФ о взыскании убытков.
Принимая решение по делу, суды руководствовались также нормами ГК РФ о возмещении вреда, не указав при этом, в чем заключалось противоправное поведение Российской Федерации.
Кроме того, заслуживает внимания довод кассационной жалобы о том, что арбитражный суд в общей сумме расходов, связанных с переездом работников муниципальных учреждений, взыскал судебные расходы в сумме 6 269,23 руб., взысканные с Финансового управления администрации г. Комсомольска-на-Амуре на основании статьи 98 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 2 статьи 288 АПК РФ, как принятые с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное, определить надлежащего ответчика по делу, установить характер правоотношений сторон и применить подлежащие применению нормы права.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 27.08.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2015 по делу в„– А73-7570/2015 Арбитражного суда Хабаровского края отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Е.П.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Н.В.МЕРКУЛОВА
И.В.ШИРЯЕВ
------------------------------------------------------------------
